Использование тестовых заданий для подготовки учащихся к централизованному тестированию

Использование тестовых заданий для подготовки учащихся к централизованному тестированию

Тестирование прочно вошло в нашу жизнь. Теперь, каждый год, миллионы абитуриентов пробуют свои силы в честной и бескомпромиссной борьбе за звание студента. Борьба эта тяжелая и побеждает в ней сильнейший.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все участники находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты).

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Централизованное тестирование оценивает уровень подготовки учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.

Поэтому, в самом начале работы с учащимися, я объясняю им принцип построения тестов, отмечаю, что один и тот же уровень может быть получен за счет ответов на различные  по степени сложности задания.

Анализируя результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по которым абитуриент получает самый низкий процент решения и при повторении с учащимися материала, особо обращаю внимание именно на эти темы.

После того, как теоретический материал повторили, мы с учащимися начинаем решение тестовых заданий предыдущих лет. Решение проводим всех заданий подряд, без выбора темы, так, чтобы учащиеся тренировались легко переключаться от темы к теме, от задачи к задаче. По мере изучения материала школьной программы добавляются новые типы задач. И особое внимание обращаем на технику решения стандартных задач и на скорость выполнения заданий.

К концу 11 класса учащиеся, регулярно посещающие факультатив, за один урок успевают решить до 15 задач из раздела А это говорит о достаточно высоком уровне подготовки их к тестированию.

Без знаний сдать централизованное тестирование невозможно. Как подготовиться к централизованному тестированию? Вопрос только на первый взгляд прост, а ответ его лежит на поверхности. Причем, именно первый шаг может оказаться ошибочным. Ведь многие абитуриенты стараются запастись как можно большим количеством готовых тестов, и решают их день и ночь. Увы, но результат оказывается не всегда успешным.

Главная ошибка такого пути – в поверхностном подходе. Ведь если повезет, тест можно сдать даже методом «тыка» – выбираете любой понравившийся ответ из предложенных и у вас 20 процентов того, что вы угадали. Но если вы рассчитываете на лучший результат, готовиться к централизованному тестированию нужно начинать с пройденного материала. Не секрет, что тесты разрабатываются на основе школьной программы. А большинство предметов, вынесенных на централизованное тестирование, изучают в школе не один год. Биологию  изучают с шестого  класса. Где же взять учебники за шесть-семь лет учебы, чтобы повторить, а то и выучить заново, правила, формулы и определения?

Издательство «ТетраСистемс» для качественной и эффективной подготовки абитуриентов выпустило в свет несколько серий пособий. В них вошел целый ряд изданий учебной литературы – от полного курса подготовки по каждому предмету до сборников тестов.

К настоящему времени издательство выпустило «полные курсы» подготовки по биологии. Это пособие содержит программные материалы за курс средней школы плюс задания для подготовки к тестированию. Абитуриенту достаточно взять одну книгу, чтобы быть спокойным за то, что ни одной темы он не пропустит в подготовке. К тому же, большинство авторов этих книг имеют многолетний опыт издания школьной литературы, приема вступительных экзаменов или составления тестов.

Если «полные курсы» рассчитаны на серьезную и основательную подготовку к экзамену, то «интенсивные курсы», объемом примерно в 300 страниц, помогут систематизировать и концентрировать знания при подготовке к экзаменам за более сжатый срок. Интенсивные курсы, подготовленные по физике, написаны преподавателями ведущих вузов Беларуси, разработчиками тестов, на основе многолетнего опыта приема вступительных экзаменов и проведения тестирования. Причем, задания распределены по темам. Так что можно быстро не только проверить свои знания по каждой области, но и в кратчайшие сроки справиться с обнаружившимися «пробелами». Таким образом, при помощи «Интенсивного курса» при подготовке к экзаменам можно будет быстро повторить материал, еще раз вернуться к самым сложным темам и проверить себя. 

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по

биологии

Прежде, чем начать систематическую работу с учащимися по подготовке к централизованному тестированию, необходимо проанализировать материалы прошлых лет. Затем разделить весь отобранный для изучения материал на приемлемые по размеру блоки и разделы.

В ходе изучения материала полезно структурировать его путем составления планов, схем, таблиц, графиков, рисунков. Целью этой работы является помощь в заполнении той информации, которую невозможно усвоить без интенсивного повторного просмотра и заполнения.

После изучения каждого раздела педагогу необходимо проводить тематический контроль, по итогам которого планировать коррекционную работу, а затем — итоговый тест. Результаты тестирования по каждому разделу заносятся в диагностическую индивидуальную карту ученика.

При подготовке к тестированию необходима систематическая работа с биологическими терминами. Биология, как любая наука, имеет свой язык, которым необходимо владеть. Абитуриенту нужно понять и запомнить около тысячи биологических понятий и определений. Для этого можно, конечно, использовать биологические словари. Но для облегчения процесса запоминания лучше составлять собственный. Учащийся просто записывает на первой странице тетради все термины с их расшифровкой на букву «А», на второй – на букву «Б» и т.д. В тетради необходимо предусмотреть поля для внесения корректив и дополнений, используемых из других источников информации. Не нужно загромождать словарь, переписывая в него хорошо известные термины. Активная работа со словарем – поиск, расшифровка, запись термина, его дополнение, регулярное просматривание накопленного словарного материала – помогает учащемуся овладеть биологической терминологией.

С этой же целью можно использовать биологические карточки – тот же словарь, только разрозненный. На одной стороне небольших карточек учащийся пишет термин, на другой стороне – его расшифровку. Карточки желательно носить с собой все время, чтобы просматривать их при любом удобном случае (на автобусной остановке, на перемене, во время рекламы по телевизору). Следует вытащить карточку из пачки наугад, попытаться вспомнить термин и лишь потом перевернуть ее и прочитать правильное определение. Очень полезно работать с карточками вдвоем или группой, устраивая своеобразную викторину. Систематическая работа с использованием этих приемов поможет успешно освоить все разделы биологии.