Урок математики в 3 классе по теме: «Тонна. Центнер»

Урок математики в 3 классе

по теме: «Тонна. Центнер»

      Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Крук Ангелина Витальевна

                                                     Тема: Тонна, центнер

Цель: ознакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонна и центнер; учить учащихся решать текстовые задачи изученных видов; способствовать развитию логического мышления, мыслительной деятельности и вычислительных навыков; прививать интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Оборудование: наглядный материал, учебное пособие по математике, таблица, схема, раздаточный материал

Ход урока

Этап урокаСодержание  этапаПримечание
1. Организационное начало урока1)Приветствие2)Психолого-педагогическая настройка на урокПрозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.Сядьте все ровно, руки положите на парту, смотрим на меня , слушаем внимательно, работаем старательно.
2. Актуализация предыдущих знаний1)Вступительная беседа-Давайте вспомним, какие единицы измерения массы вам известны? ( кг,г)-Какие единицы длинны вам известны?( дм,м,см,мм,км)1)Проверка домашнего задания.Вызывается ученик, который говорит решение домашнего задания.2)Устный счёт.«Соберите пару»Давайте вспомним с вами как переводятся величины. На доске вы видите величины , которые потеряли пару, вам нужно найти подходящую пару .1 дм = 10 см?  в 1 м = 10 дм? В 1 см = 10 мм? 1 м =100см=1000мм? 1 кг= 100г ? 1 км=1000м.Самостоятельная работа.-Хорошо, у вас на столах лежат карточки .Самостоятельно впишите ручкой  пропущенные величины:29 см = 2 дм см6 м 9 см = 609 см3 дм =30см327 см=3м27см1кг=1000г6кг= 6000г.-Когда выполните поднимите глазки на меня. Проверка выполнения  самостоятельной работы.Проверять мы будем устно, я кого-то из вас вызову  и вы будете зачитывать то, что записали.Считаем устноМатематический диктант-Сейчас немного посчитаем устно. У вас на столах лежат листочки, на них стоит нумерация в столбик. Сейчас я вам буду зачитывать примеры, а вы будете писать только ответы, на листочках. Записывать ответы ручкой.1)6*25=(150)2)124:4=(31)3)8*16=(128)4)12*15=(180)5)624:12=(52)-Хорошо, теперь обменяйтесь листочками со своим соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши и проверьте соседа сверяя ответы с доской. Эти листочки вы вложите в конце урока в тетради.-Ребята , а ответьте мне на такой вопросВо сколько раз 1 меньше 10?(  в 10 раз)Во сколько раз 100 больше 1?(в 100 раз)Во сколько раз 100 больше 10?( в 10 раз)Наглядность на доске , нужно  собрать парыЗадание на карточкахМатематический диктант
 3.Объяснение нового материала.1)Подготовка к работе в тетрадяхОткройте тетради, отступите от своих записей 4 клеточки вниз. Запишите сегодняшнее число «10 апреля», пропустите 1 клеточку вниз, записываем «Классная работа».2)Подготовительная работа-Назовите единицы измеряющие массу предметов? (г, кг)Сколько в одном кг граммов?(в 1 кг = 1000г) Во сколько раз 1 г меньше 1 кг? ( в 1000раз)Обратите внимание на доску. На доске вывешены 3 вида весов: торговые, рычажные ( весы на хвостик которых вешается груз для взвешивания ) и лабораторные весы, которые измеряют в граммах. А рядом висят  предметы, которые мы будем взвешивать : пучок морковки, сетка с яблоками, конфетка .- Как вы думаете, ребята, на каких весах можно взвесить эти предметы? ( морковь на магазинные весы, яблоки на рычажные , конфета на лабораторные )-Давайте представим, что мы взвесили  и выяснили, что морковь весит 400г, сетка с яблоками – 3 кг, конфета 2 г.-Массу какого предмета можно выразить в более мелких единицах? (3 кг яблок).— Запишем 3 кг яблок = 3000г-Предположим, что вы фермеры, вырастившие богатый урожай овощей.Для взвешивания больших грузов уже не  используют кг и г, а пользуются более крупными единицами массы – это  тонна и центнер.Давайте вместе повторим название более крупных единиц массы ? ( тонна, центнер )3) Сообщение темы урока.Как  вы думаете, о чём будет наш урок? ( О более крупных единицах массы – тонна и центнер)Обратите внимание на доску как сокращаются единицы измерения (вывешивается изображение). Тонна обозначается буквой т, а центнер буквой ц.-Ребята, 1 тонна  содержит в себе 1000 кг,  в 2-х тоннах = 2000 кг, в 3-х тоннах = 3000 кг, в 4-х тоннах = 4000 кг, скажите сколько килограмм в 5 тоннах? (5000кг), в 6 тоннах = 6000 кг, в 7 тоннах = 7000 кг, сколько кг в 8 тоннах ? ( 8000кг), а в 9 тоннах сколько кг ? ( 9000 кг).Хорошо, ребята, а давайте сейчас попробуем перевести из кг в тонны. Если 1000 кг содержится в 1 т , 2000 кг в 2-х тоннах , то 3000 кг , в сколько тоннах содержится ? ( в 3 т ), хорошо , а 4000 кг ? ( в 4 т), 5000 кг содержится в 5 т, 6000 кг в 6т, тогда в 7000 кг содержится в сколько т ? ( в 7 т ), а 8000 кг содержится в сколки т ? ( в 8 т), хорошо , 9000 кг в 9 т.-Хорошо ,  1 центнер содержит в себе 100 кг, тогда в 2-х центнерах = 200 кг , в 3-х центнерах = 300 кг, тогда сколько кг в 4 центнерах ? ( 400кг), хорошо , в 5 центнерах = 500кг, в 6 центнерах = 600 кг , сколько кг в 7 центнерах ? ( 700кг), а в 8 центнерах сколько кг ( 800 кг ) , в 9 центнерах = 900 кг.-Какое действие нужно выполнить, чтобы ц перевести в кг ? ( умножить на 100)-Как умножить на 100 ? ( нужно примечать к числу 00)Хорошо ребята, а давайте сейчас попробуем перевести из кг в ц. Если 100 кг содержится в 1ц, 200 кг в 2-х ц, 300кг в 3-х ц, тогда 400 кг в сколько центнерах содержится ? ( в 4-х), 500 кг содержится в 5 ц, 600 кг в 6 ц , в сколько центнерах содержится 700 кг ? ( в 7 ц ) , а 800 кг в сколько центнерах содержится ? ( в 8 ), хорошо, 900 кг содержится в 9 ц .- Хорошо, получается , чтобы кг перевести в ц , что нужно сделать? ( число разделить на 100)4) Работа с учебникомОткройте учебник. И самостоятельно прочитайте правило, про себя.-Прочитай  правило в слух. Какие единицы измерения массы используютдля определения массы больших грузов? ( тонна и центнер ).-Скажи, сколько кг содержит 1 т? ( 1000 кг)— Хорошо, а сколько кг содержится в 3т ( 3000 кг).— А теперь попробуйте перевести наоборот , 2000 кг содержится в 2-х т.- Скажите 5000 кг содержится в сколько тоннах ? ( в 5 т)-Сколько кг содержит  1 ц ? ( 100кг)— Хорошо, сколько кг содержится в 6 ц?( 600кг)— А теперь попробуйте перевести в обратном порядке, если 300 кг содержится в  3 ц.- То сколько ц содержится 700 кг ? ( в 7 ц.)Хорошо  теперь переходим к заданиям.5)Самостоятельная работа.Задание№2— Вам нужно выполнить вычисление,  выполняем письменно в тетрадях, самостоятельно. Когда выполните глазки на меня, будем проверять.1ст.1)500кг-200кг=300кг2)100м-72м=28м3)680ц-80ц=600ц2ст.1)330т+200т=530т2)730т-30т=700т3)840км-140км=700кмЗадание№4Решаем уравнения, письменно в тетрадях, один человек у доски.1)600-b=320+200600-b=520b=600-520b=80Проверка:600-80=320+200520=5202)500+a=870-70500+a=800a=800-500a=300Проверка:500+300=870-70800=8003)k-200*4=100k-800=100k=100+800k=900Проверка:900-200*4=100100=1004)600:b=250-50600:b=200b=600:200b=3Проверка:600:3=250-50200=2006)Работа над задачей.Задание№61.Знакомство с условием задачи-Прочитай задачу.2.Анализ условия задачи.-О чём говорится в задаче? (о велосипедисте и пешеходе)-Что мы знаем о велосипедисте? (что расстояние 30 км он проехал за 2 часа )-А что нам говорится о пешеходе ? ( что пешеход это расстояние может пройти за 6 ч).— Что спрашивается в задаче ?(  во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода).3.Поиск решения-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?-Что нам нужно найти?- Ребята, известно ли нам какое расстояние проехал велосипедист ? ( 30 км )— За какое количество времени он проехал расстояние 30 км ? ( за 2 часа )-Зная расстояние 30 км и   время за которое он проехал 2 часа , можем ли мы найти скорость велосипедиста ? ( да )— Как ? ( нам нужно расстояние 30 км разделить на время , которое он проехал 2 ч )4)Решение задачи-Записываем первое действие.Один человек на доске, остальные в тетрадях.1)30:2=15(км/ч)- скорость велосипедиста.- Что мы знаем о велосипедисте? ( велосипедист это же расстояние прошел за 6 часов )— Можем ли мы найти скорость пешехода ? ( да )— Как? ( нам нужно расстояние 30 км разделить на время, которое он проехал 6 ч )-Записываем второе действие.Один человек на доске , остальные в тетрадях.2) 30:6=5(км/ч)-скорость пешехода.- Что нам  нужно найти в задаче?(во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода)— Мы нашли скорость велосипедиста, сколько она ? ( 15 км\ч)— А скорость пешехода ? ( 5 км\ч)-Как нам узнать во сколько раз скорость велосипедиста больше скорость пешехода ? (нам нужно скорость велосипедиста 15 разделить на скорость пешехода 5 )-Записываем третье действие.Один человек на доске, остальные в тетрадях.3)15:5=3 ( раза )-Записывай ответ: в 3 раза скорость велосипедиста больше скорости пешехода.7)ФизкультминуткаВстаньте пожалуйста!Прогуляемся по лугуМы по лугу прогулялисьИ немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети (Присели.)А потом все дружно встали,Великанами мы стали. (Встали.)Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)Ногами как мышки топаем! (Топаем ногами.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)Предметы распределяются по весамПод весами записываются результаты  взвешиванияЗапись осуществляется на доскеИзображение таблицыТонна(т), центнер (ц)1т-1000кг2т-2000кг3т-3000кг….1ц-100кг2ц-200кг3ц-300кг….
4.Закрепление изученного материала8)Решение задачи.Задание№31)Знакомство с условием задачи.-Прочитай задачу.2)Анализ текста задачи.Масса 1 упаковки, г.Кол-во упаковок, шт.Масса всех упаковок, г.П200 г?один.?1000 гК100 г? г-О чём говорится в задаче? (о печенье и конфетах, которые купили для подарка)- Какая масса пачки печенья? (200г)- А какая масса коробки конфет? (100г)-Сколько пачек печенья и коробок конфет купили для подарка? (одинаковое количество)-Какая масса всего печенья? (1кг.)- Сколько это будет в граммах? (1000 г)- Значит масса всех пачек печенья равна 1000 г-Что нужно найти в задаче? (массу конфет)3)Поиск решения. Решение задачи.— Посмотрите на нашу таблицу, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет) –А что можно найти? (количество пачек печенья)- Как? (массу всех пачек разделить на массу одной) (1000:200=50 п)- Сколько пачек печенья? (50 пачек)- Что мы знаем про коробки конфет? (что их одинаковое количество)- Сколько их? (50 коробок)- Можем ответить на вопрос задачи? (да) Как? (100*50=5000 г)- Сколько в 5000 г килограмм? (5 кг)Решение:1000 : 200 = 50 (п)100 * 50 = 5000 (г)5000 г = 5 кгОтвет: 5 кг.Схема на доскеНа протяжении беседы заполняется таблица.Записывается в таблице печенья( 3 колонка, печенья)Записывается в таблице конфет( 4 колонка, конфеты)
5.Сообщение домашнего зданияС.91,№10
6.Подведение итогов и рефлексия-С какой новой единицей измерения массы познакомились  сегодня на уроке?-Для чего используются единицы измерения массы тонна и центнер?- Сколько  в 1 кг ?-Сколько  кг в 3 т ?- А сколько в 5 т кг?- Сколько кг в 1 ц?- Как найти сколько кг будет в 2 ц ?- Сколько в 6 ц килограмм?Рефлексия «Солнышко, тучка, дождик»На доске вы видите небо, у вас на партах лежат картинки, если вы запомнили большие единицы масс, научились переводить их, то прикрепите  на небо солнышко, если возникли трудности, то тучку, а если вам было очень трудно , тогда прикрепите дождик.