Государственное учреждение образования
«Драчковская средняя школа»
Урок русской литературы в 3 классе
по теме: Л.Толстой «Акула»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Мамайко Дарья Владимировна
Тема урока: Л.Толстой«Акула».
Цель: Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
Учебные задачи :
1)образовательные: создать условия для формировать умение работать с текстом; работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
2)развивающие: создать условия для развития речи, эмоциональной сферы, воображение, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развитию критическое мышление.
3)воспитательные: способствовать воспитанию чувств сопереживания, умения оценивать свои поступки и других людей; воспитанию эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам.
Тип урока : комбинированный урок
Оборудование : портрет писателя, наглядный материал : акулы, усадьба, якорь, пустыня Сахара, артиллерист, парус, купальня , палуба, фитиль, пушка; список высказываний из текста : Душа в пятки ушла. Лёгок на помине. Сам не свой. Риск – благородное дело. Держать ухо востро; характеристика артиллериста : сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, слабохарактерный , веселый, опытный , беззащитный, смелый, бывалый, решительный; наглядный материал на рефлексию : рисунок моря А3; дельфины , акулы, берег.
Ход урока
Организационный момент.
1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого. Давайте с вами вспомним , что же мы знаем о Льве Николаевиче ( портрет писателя на доске. )
Рассказ о писателе.
-Лев Николаевич Толстой был не только талантливым писателем , но и добрым , жизнерадостным , трудолюбивым человеком. Он жил в России, в усадьбе Ясная Поляна, где открыл школу для крестьянских детей.
Объяснение неизвестных слов.
-Усадьба – дом в селе с садом и огородом. ( демонстрация изображения с пояснением слова)
Рассказ о писателе (продолжение)
-Для них он написал «Букварь» и сам учил детей грамоте. С малых лет писатель мечтал том, чтобы все люди были счастливы, никогда не ссорились и любили друг друга. В детстве со своими братьями и сёстрами он искал зелёную палочку. На ней, по словам его старшего брата, было написано, как стать счастливым. Дети так и не нашли заветную палочку. Но с годами Лев Николаевич понял, что счастливым может быть только добрый человек. И, прежде всего, добру, честности, чуткости он учил детей в своих произведениях.
– Что вы узнали о писателе? (Ответы детей)
-Сегодня мы вместе с вами познакомимся с еще одним произведением Льва Толстого. Называется оно «Акула».
— Как выдумаете, кто будут герои этого произведения?
2. Подготовка к восприятию рассказа .
— Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей. Демонстрация изображения акулы)
— Послушайте внимательно текст об акуле.
Актуализация познавательного интереса школьников.
-Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула — самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют «белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
-Что нового узнали об акулах?
Сегодня в нашем рассказе также будет речь об Африке. Несколько слов об Африке.
-Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня — Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.
– Предположите , о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
– Можем ли мы по названию произведения определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
— Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после прочтения произведения «Акула».
3.Знакомство с текстом.
1. Чтение текста учителем.
Словарно-лексическая работа.
Якорь — металлическое приспособление , которое удерживает корабль на месте. ( показ изображения с разъяснением )
Палуба – часть судна ( показ изображения )
Купальня– строение для купанья ( показ изображения )
Пустыня Сахара ( показ изображения пустыни )
Парус – в тексту употребляется , как судно типа большой лодки ( показ изображения)
Артиллерист – человек, служивший в артиллерии ( род войск); стреляет из пушек, зениток (показ изображения)
Фитиль- горючий шнур для воспламенения зарядов ( показ изображения).
Взял фитиль – зажёг фитиль.
Ропот – глухой шум ( объяснение значения слова)
Сорвался с места — побежал что было сил; быстро( объяснение значения слова)
Понатужься — собери силы( объяснение значения слова)
Подле пушки — около пушки ( объяснение значения слова)
Пушка — длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние (показ изображения)
Эмоционально-целостная оценка произведения
-Взволновало ли вас это произведение?
— За кого вы переживали, слушая рассказ?
— Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
— Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист)
Физкультминутка «Морской мир»
В море бурном, море синем
Быстро плавают акулы. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и акулам говорит: (ходьба гуськом)
Вы акулы не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
4. Повторное чтение рассказа учащимися «цепочкой». Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением
— Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
— Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.
(Гордился сыном, болел за него, как на соревновании)
— Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)
Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
— Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? ( Пронзительный визг мальчиков .Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)
— Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? ( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
— Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа
— Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. Составим План.
1.Купальня в парусе
2.Мальчики в открытом море
3.Акула
4.Выстрел
5.Дети спасены.
-Из предложенных на доске высказываний подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.
• сильный духом, трусливый
• мудрый, мужественный,
честный, слабохарактерный
• веселый, опытный
• беззащитный, смелый,
бывалый, решительный
5. Подведение итогов урока.
— Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
— Каковы могли быть последствия выстрела?
— Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
— Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
— Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
— Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
6.Сообщение домашнего задания.
Перечитать рассказ. Подготовить пересказ по плану. Самостоятельно прочитать рассказ Л.Толстого «Мудрый старик». Выполнить 3 задания к нему в учебном пособии.
7. Рефлексия
-На доске вы видите море , а на партах у вас лежат иллюстрации : дельфин , берег , акула.. Если вы внимательно слушали на уроке, выполняли старательно все задания, отвечали на вопросы , то прикрепите на море дельфина. Если у вас возникали трудности в выполнении заданий , вы не до конца разобрались в произведении , то прикрепите бережок. Если вы не смогли справится с заданием , не запомнили произведения , то прикрепите пожалуйста акулу на море.
— Спасибо , я надеюсь , что дома вы более подробно разберёте произведение и в дальнейшем трудностей не возникнет.