Информация для родителей выпускных классов
Минский государственный областной лицей
Минское областное кадетское училище
Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам
(советы психолога родителям)
• Совсем скоро у учащихся 9-х и 11-х классов начнутся выпускные экзамены. Как бы хорошо ни учился ребенок, экзамен для него все равно всегда — стрессовая ситуация. Как родители могут поддержать детей, помочь им справиться с этим волнением?
• Для того чтобы у ребенка было меньше оснований для волнения, он должен быть хорошо подготовлен к экзамену, чувствовать уверенность в том, что может успешно его сдать. Понятно, что если ребенок весь год учился кое-как, с «двойки» на «тройку» перебивался, то его страх перед экзаменом вполне обоснован. И тут родителям уже не о преодолении волнения надо беспокоиться, а о том, чтобы наверстать упущенное, «дырки» в знаниях хоть как-то залатать.
• Но не только слабоуспевающие школьники «боятся» экзаменов. Нередко даже отличники перед экзаменом чувствуют волнение, страх и неуверенность в своих силах. Если их родители тоже переживают и волнуются, дети начинают волноваться еще больше. А иногда бывает и так: родители, видя, что ребенок не очень беспокоится по поводу экзаменов, думают, что он недопонимает всей ответственности, переоценивает свои силы, и начинают «дергать» его, пугать трудностями, которые его ждут. И нередко добиваются своего: ребенок, в конце концов, начинает волноваться. И тогда волнуются уже все вместе. А от этого волнения никакой пользы нет, даже наоборот, — некоторые дети из-за излишнего волнения сдают экзамены гораздо хуже, потому что не могут собраться, сосредоточиться. Бывает, что, вообще, от этого у них из головы все «вылетает» — вроде бы и учили, но ничего не помнят. Так что, лучше поддерживать ребенка, вселять в него уверенность в успехе. И не показывать своего волнения, хотя демонстрировать полное равнодушие тоже не стоит: ребенок может подумать, что родителям все равно, как он сдаст экзамены, что им до него нет никакого дела.
И как же вам, родителям помочь своему ребенку в этот непростой период.
1. Очень важно в период экзаменов, чтобы атмосфера в доме была спокойной и доброжелательной. Не стоит каждые десять минут напоминать ребенку, чтобы он готовился к экзамену и пугать его ужасными последствиями плохой подготовки. Вместо этого надо помочь ему организовать такой режим дня, чтобы было время и для качественной подготовки, и для отдыха.
2. Обеспечьте дома удобное место для занятий (на столе не должно лишних вещей), проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай), нервная система перед экзаменом и так на взводе, но и не стоит принимать успокоительное, т.к. это тормозит психические процессы! Немало вреда может принести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была без слов.
3. Лучше всего, если ребенок занимается подготовкой к экзамену в строго отведенное для этого время. Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Пересиживать это отведенное время не следует, эффективность занятий от этого не увеличивается. Важно, чтобы в это отведенное для занятий время ребенок не отвлекался на другие дела, не терял времени даром, а именно готовился к экзамену.
4. Помогите детям сделать план подготовки: распределить темы, билеты по дням и часам. — Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления.
5. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. А если ребенок выполнил план, сделал то, что запланировал, значит, может и отдохнуть: погулять, с друзьями пообщаться. И здесь полезнее будут прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом. Они повышают тонус, поднимают настроение, способствуют эмоциональной разрядке, что немаловажно для ребенка в такой стрессовый период его жизни.
6. Вечером, перед сном, полезно повторить то, что выучил за день.
7. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
8. Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
9. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
10. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Продукты, которые помогут улучшить память – это морковь, ананас, авокадо. Продукты, которые помогут вам сконцентрировать внимание – это креветки, репчатый лук, орехи. Полезны будут лимон, инжир, черника, клубника, бананы.
11. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
13. Проследите, чтобы ребенок пришел на экзамен вовремя (за 15 минут до начала), в опрятном виде.