Тема: Чтение рассказа В.Бианки «Лесные домишки»
Цель:
Образовательные: продолжать учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
Развивающие: развивать связную речь; умение правильно отвечать на поставленные вопросы (полный развернутый ответ); развивать любознательность и мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки к рассказу, аудиозапись «Весна».
Активизация словаря: иволга, чемга, витютень, пеночка, береговушка, зуек.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ииграет музыка, Весна (журчит ручей, птицы поют).
— Дети закройте глазки и внимательно послушайте эму музыку!
— Как вы думаете, какое это время года мы можем представить, (Весна) а почему вы так думаете?
— А как меняется природа весной, что происходит с природой весной?
— Какие изменения происходят в жизни птиц?
— Посмотрите ребята, одна из перелетных птиц принесла вам необычное письмо! Давайте посмотрим, что же здесь написано!Здесь для вас загадка , но отгадку вам нудно найти из приложенных картинок у вас на парте и беззвучно поднять её : «Без рук без топоренка, построена избенка».(Гнездо).
— Значит где живут птицы? В гнездах!
— А как вы думаете все ли птицы живут в гнездах, давайте узнаем это из рассказа В. Бианки «Лесные домишки».
2.Актуализация предыдущих знаний.
— Прежде чем мы прослушаем рассказ скажите, чем отличается рассказ от сказки? Какие еще произведения В. Бианки вы знаете (Теремок, Купание медвежат, Синичкин календарь, Лис и мышонок, Сова).Молодцы!
3. Объяснение нового материала.
А теперь слушайте внимательно и смотрите на экран (видеоряд сюжетных картинок к рассказу, после прослушивания мы с вами
ответим на вопросы и в конце занятия мы посчитаем, кто самый внимательный)
(аудиозапись рассказа и показ сюжетных картинок)
— Понравился рассказ? А теперь давайте проведем физкультминутку, разомнемся, а потом ответим на вопросы.
Физминутка:
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Это деревья в лесу. (Руки подняли и покачали)
Ветер сбивает росу. (Руки согнули, кисти встряхнули)
Это к нам птицы летят. (В стороны руки, плавно помашем)
Как они тихо кружатся. (Покружились)
Крылья сложили назад. (Руки за спину)
Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.
Беседа по рассказу:
— Ребята давайте вспомним, как потерялась ласточка Береговушка? ( убегала от Чегол-Сокола)
На доске вы видите вопросы и несколько правильных ответов. Я вам буду задавать вопросы по тексту , а вы выбирать праивльный ответ.
— В какую игру играли ласточки Береговушки? (Изображение ласточке которые играют. Дети выбирают подходящую игру и соотносят: пятнашки, прятки, классики).
Ответы с использованием иллюстраций птиц ( с названием) и их домиков.
— Какой хищник охотился на Береговушку? ( Картинка ласточки к ней дети выбирают хищника и соотносят. Иллюстрации: орел, чеглок-сокол, ястреб).
— Какую первую птицу ласточка встретила? ( иллюстрация: Зуёк)
-Где у него домик ? ( иллюстрация: на песке в гальке).
— Согласилась ли ласточка оставаться на ночлег у Зуйка? ( Ласточка не согласилась) Почему? ( Береговушке не понравился домик Зуйка , он маленький для неё и не привыкла она на свежем воздухе спать).
— Кого встретила береговушка в еловом леску? ( изоброжение:лесного голубя Витютня)
— Выберите из представленных картинок и их описаний домик Витютня.( Один пол, да и тот, как решето, — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол..Изобращение домика)
— Понравился ли домик Витютеня Береговушке объясните свой ответ.( Береговушке не понравилось, что там один пол, даже стен нет)
— Куда посоветовал Витютень полететь Береговушке и зачем ? ( В рощу, на самую красивую берёзу,искать Иволгин дом. Изображение Иволги.)
— Как выглядел дом Иволги ?(Как лёгкая плетёная корзиночка. свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой берёзовой кожурки.. Изображение домика)
— Из-за чего Береговушка испугалась и не осталась в этом домике ? ( Его качало ветром,крутило, она боялась , что унесёт ветром)
— К кому отправила обиженная на Береговушку Иволга искать себе домик? ( К Пеночке . Изображение.)
— Понравился ли домик Пеночки , ласточке Береговушке, опишите его ?( домик понравился . шалашик из сухой травы и моха. Изображение домика.)
— Осталась ли на ночь Береговушка и почему ? ( Береговушка не осталась , потому что начали скакать кони и домик мог разрушиться).
— К кому держала дальше свой путь пеночка ? ( К Чёмге . Изображение)
— На что похож дом Чёмги? ( на оствровок который двигается по воде . Дно ямки мягкой болотной травой устлано.)
— Что интересного рассказала о своём доме Чёмга ? ( Дом постоянно плывёт по волнам и не стоит на одном месте )
— Согласилась ли ночевать Береговушка у Чёмги ? ( Береговушка не согласилась , она не хотела плыть в домике )
— Почему Чёмга назвала Береговушку привередливую ? ( потому что ей не нравятся домики других птиц)
— Почему испугалась Береговушка в лесу? ( Она постучалась к белке в дом и испугалась от её вида )
— Скажите , можно ли было избежать этой ситуации? ( Да , если бы ласточки не играли в пятнашки )
4.Подведение итогов Рефлексия.
— Нашла ли свих родных ласточка и как ?
— Почему ласточка не могла выбрать домик других птиц ? ( Домики птиц ей были неудобными )
— У вас на столах лежит пословица . Вам нужно в паре её собрать и объяснить мне значение. («В гостях хорошо, а дома лучше»).
— Чей домик вас удивил или понравился вам больше всего?
У вас на партах лежат ласточки. А доске есть 3 домика .
Если вы внимательно слушали на уроке, выполняли все задания и хорошо себя вели -прикрепите ласточку к её родному домику.
Если у вас возникали трудности, вы сомневались в своих ответах –прикрепите ласточку к домику Чёмги.
А если вы не смогли ответить на вопросы, отвлекались на уроке –прикрепите ласточку к домику Пеночки.
Надеюсь , кто в дальнейшем у всех ласточки буду в своём, родном домике !