Мастер-класс «Разучивание песни с элементами театрализации на уроках музыки»

Государственное учреждение образования

«Драчковский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа»

Мастер-класс

«Разучивание песни с элементами

театрализации на уроках музыки»

                                                                     Подготовила:

                                                           учитель начальных классов

                                                                Бачило Екатерина Михайловна

2021 г

Мастер-класс «Разучивание песни с элементами театрализации на уроках музыки»

Цель мастер-класса: организация активного взаимодействия для презентации заданий, развивающих творческие способности младших школьников.

Задачи мастер-класса:

  • продемонстрировать опыт учителя по обозначенной теме;
  • организовать взаимодействие участников;
  • заинтересовать темой мастер-класса, мотивировать на использование творческих заданий на уроках и во внеклассной работе;

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

                                        Ход мастер-класса

1. Организационный этап.

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности.

Приветствие.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу ответить на моё приветствие. Помашите рукой к кому относится следующая фраза: «Здравствуйте те, кто любит детей…, умеет мечтать… ,  кто полон творческих идей…, кто уже с нетерпением ждёт Новый год!»

2. Мотивационно-целевой этап.

Задача: актуализация знаний,  обеспечение мотивации участников, постановка целей участниками и выявление их ожиданий.

Ведущий: Давайте обратим внимание на доску и прочитаем высказывания известных людей, которые относятся и к нашему сегодняшнему занятию.

Слайд 1.

«Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья» .         Анна Байкова

Слайд 2.

«Используйте тот талант, которым обладаете: в лесах было бы очень тихо, если бы пели только те птицы, у которых получается лучше других».                                                                  Генри Ван Дайк

Слайд 3.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».                                    В.А. Сухомлинский

Ведущий: В каждом ребёнке с самого рождения заложены задатки. Наша задача их рассмотреть и создать условия для того, чтобы эти задатки превратились в способности. Дети очень любят уроки, на которых они могут «творить», играть , придумывать, изображать… И сегодня на мастер-классе я продемонстрирую приёмы работы на уроках музыки, которые способствуют творческому развитию детей.

А чего ожидаете вы, дорогие участники?

Участники формулируют свои ожидания.

3. Информационно-деятельностный этап

Задача: обеспечение практической деятельности участников по освоению приёмов, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Ведущий:

Сейчас за окном конец осени. И уже все дети и многие взрослые ждут появления первого снега, настоящей зимы и конечно приближения любимого зимнего праздника.

Приём «Необычное в обычном»

Способствует развитию воображения, ассоциативного и образного мышления.     

Включается музыка «Кабы не было зимы», участникам предлагаю почистить мандарин.

Итак, что мы чувствуем в воздухе? (Аромат зимы)

А как вы думаете какую песню мы с вами будем разучивать? (Зимнюю)

А чтобы узнать про кого будет песня, прочитайте и отгадайте загадки:

Слайд 4.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.(Медведь)

Слайд 5.

Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко.(Лиса)

Слайд 6.

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: тук-тук-тук.(Дятел)

 Ведущий: Правильно вы отгадали, эта песня про медведя , лису и дятла. А называется она «Почему медведь зимой спит?»

Проблемный вопрос: А вы знаете почему медведь зимой спит?

А вот автор Александр Коваленков и композитор Лев Книппер придумали свою версию, и у них получилась замечательная песенка.

Просмотр мультфильма и прослушивание песни.

Разбор текста и словарная работа

Приём «Толстых и тонких вопросов»

– Когда происходят события, о которых рассказывается в песне? (Раз морозною зимой)
– Где шёл медведь? (Вдоль опушки лесной) 
– Куда шёл медведь? (Шёл медведь к себе домой, в тёплой шубе меховой) 
– Как называется дом медведя? (Берлога), (Шел он, шёл к своей берлоге, по просёлочной дороге.)
– Что сделал медведь, шагая через мост? (И шагая через мост, наступил лисе на хвост.)
– Что сделала лисица? (Подняла лисица крик.)
– Какой крик устроила лиса? (Зашумел тёмный лес, и медведь с испугу вмиг (т.е. быстро) на сосну большую влез.)
– Кто был на сосне? (На сосне весёлый дятел.)
– Что делал дятел? (Белке домик конопатил (забивал мхом трещинки в коре и стволе, чтобы зимой было теплее), и промолвил (сказал).)
– Что промолвил дятел? (Ты медведь должен под ноги смотреть.)
– Что решил медведь с той поры? (С той поры (с того времени) медведь решил, что зимой нужно спать. По опушкам не гулять, на хвосты не наступать.)
– Что делает медведь зимой? (Он в берлоге безмятежно (спокойно), спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста (т.е. не так просто, а после того что случилось с ним), Что родился без хвоста.)
– У медведя действительно нет хвоста? (Есть, но очень маленький (Повтор текста по картинкам с презентации).

Дыхательные упражнения:

«Свечка», «Шарик», «Праздничный торт»

Разучивание новой песни. Разучивание по фразам под музыку.

Приём «Ассоциация»

Ведущий: У меня имеются следующие музыкальные инструменты: барабан, бубен и ложки. Как вы распределите эти инструменты по куплетам? Почему? (Звук инструмента отражает характер зверя).

Приём «Импровизация»

Выбираются три участника для театрализации песни. Им надеваются маски животных. Обсуждается поведение, походка, движения. После обсуждения переходим к практической части: исполнение песни с элементами театрализации.

4. Рефлексивный этап

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса.

Приём «Открытый микрофон»

— Сбылись ли ожидания от мастер-класса?

— Было ли вам интересно?

— На каких уроках мы можем применять данные приёмы?

Приём «Завершающая нота»

Я предлагаю разместить на нотном стане нотки. Если понравилось, то повыше, если была грустно, то пониже.

Слайд 7.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.                                В.А. Сухомлинский.