Экзамен как фактор личностно-профессионального развития педагога:
анализ ошибок в ходе обобщения собственной педагогической деятельности
(Методические рекомендации педагогам, планирующим сдавать экзамен на присвоение высшей квалификационной категории)
Обобщить свой собственный опыт – это значит увидеть в частном общее и объяснить, каким образом Вами достигаются положительные результаты в образовательном процессе.
- Чтобы Ваш опыт был признан успешным и эффективным
В ходе работы над описанием опыта педагогам необходимо обратить внимание на следующее:
- Чёткая формулировка темы опыта. Необходимо тщательно изучить требования к структуре и содержанию опыта, критерии оценки опыта. Иногда ошибка в данном вопросе предопределена тем, что педагог не отдаёт себе отчёта в том, что содержание работы по самообразованию в учреждении образования (изучение актуальных вопросов образовательного процесса) в корне отличается от содержания и структуры опыта собственной педагогической деятельности, который на данный момент уже успешно реализован в образовательном процессе, привёл к высоким результатам в обучении, воспитании и развитии обучаемых. Именно это (используемые формы, методы, приёмы либо система работы, а затем их эффективность и результативность) должны быть представлены на экзамене как в описании опыта собственной педагогической деятельности, так и при разработке урока или занятия и устной защите (по сути презентации) опыта.
- Неверная формулировка темы влечёт за собой ошибочно сформулированные цель и задачи опыта (при этом содержание самого опыта порой даёт представление о достаточно высоком уровне методической грамотности педагога). Вместо представления в опыте уже достигнутых результатов педагог при формулировке цели и задач опыта пишет о том, что ему необходимо изучить научную литературу по данному вопросу (он это по факту сделал уже перед началом работы над темой опыта), диагностировать способности (или их отсутствие) обучаемых, разработать приёмы (и т. д.) либо сделать какое-то планирование.
Примерные цели и задачи опыта
Тема опыта: Использование интерактивных приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории на II, III ступени общего среднего образования
Цель опыта
Цель опыта: активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных приемов и методов.
Задачи опыта
- определить комплекс интерактивных приёмов, обеспечивающих повышение познавательной активности учащихся;
- модернизировать свой опыт на основе использования интерактивных приёмов и методов, обновить практику проектирования учебных занятий и осуществление образовательного процесса на основе использования интерактивных приёмов и методов;
- систематизировать наработанные методические и дидактические материалы, создать «тематическую копилку» заданий для учащихся __ класса, разработанных по принципам интерактивного обучения.
- Иногда довольно пространные и неточные рассуждения об актуальности опыта (при ограниченном объёме работы) свидетельствуют о том, что педагог не совсем отдаёт себе отчёт, почему он выбрал для представления на экзамене на соответствие высшей квалификационной категории именно эту тему, и приводят к тому, что на основную часть работы, где и должен быть представлен собственный опыт, приходится меньше страниц, чем на обоснование актуальности и научных основ опыта. Педагог должен чётко сформулировать мысль о том, что подвигло его к работе именно над этим вопросом, т. е. какие проблемы, существующие в современной жизни, обучении и воспитании детей, их развитии он посчитал нужным решить в своей педагогической деятельности; показать, что его работа над данной темой является жизненно необходимой и полезной для детей, других педагогов и общества в целом.
4. Необоснованно большое количество представленных фамилий и содержания работ учёных при научном обосновании опыта (необходимо указывать лишь те, на содержание работ которых опираются). При этом работа превращается в никому не нужный реферат по обзору какой-либо темы.
5. Трудности в разработке чёткого алгоритма действий (или его отсутствие) при использовании различных форм и приёмов педагогической деятельности (напоминаем о необходимости следования требованиям технологичности представления опыта).
6. Не всегда при интересном содержании сущности опыта педагог может (в письменном виде) чётко определить критерии оценки результативности и эффективности опыта и презентабельно их представить, причём при устной защите опыта порой достаточно успешно это делает, демонстрируя понимание данного вопроса. Важно показать (доказательно), как реализованная им система работы помогла обучаемым овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками, создала условия для развития творческих способностей, личностных качеств, психологической релаксации, здоровьесбережения, сформировала интерес к изучаемому предмету и искусству в целом и т. д. (в соответствии с излагаемой темой опыта).
7. Иногда количество страниц приложений значительно превышают разрешённый нормативным документом объём. Чаще всего это происходит в том случае, если педагог не понимает, что каждое из представленных приложений необходимо для раскрытия содержания опыта и подтверждения его результативности и эффективности. Хотя многие из приложений достаточно интересны и могут быть (и в дальнейшем бывают) отдельными публикациями, но совсем не обязательно представлять в качестве приложения целые дидактические планы-конспекты уроков и занятий или сценарии мероприятий, сканированные грамоты (форматом А4) учащихся и самого педагога и пр.
8. Недочёты в оформлении работы (список литературы, титульный лист, шрифт и пр.). Необходимо внимательно изучить требования к оформлению опыта.
9. Ошибки терминологического характера (см. нормативные правовые документы).
10. Разработанные уроки и занятия чаще всего достаточно интересны и, как правило, тесно связаны с темой опыта и подтверждают его эффективность. Но иногда учителю сложно самостоятельно, без наводящих вопросов перейти от содержания урока, занятия к содержанию опыта. Учителям необходима подготовка к публичному выступлению, чтобы логично выстраивать своё выступление, чтобы не мешала излишняя эмоциональность и пр.
11. Обращаем внимание на то, что для учителей всех предметов существуют предметные журналы, необходимость изучения содержания которых и постоянная подписка на них очевидны. В журналах в помощь педагогам постоянно печатаются материалы по подготовке к экзаменам, можно познакомиться с нормативными правовыми документами, программами, вопросами методики преподавания, разработками уроков и занятий, материалами из опыта работы (во многих публикациях даются правильно оформленные списки литературы). Помимо этого, журнал предоставляет педагогам возможность для публикации своих разработок, статей, материалов о своих учреждениях образования, коллегах и учащихся и пр.
Литература:
1. Богачева, И.В., Фёдоров И.В. 15 советов учителю: как подготовить собственный педагогический опыт к его представлению на квалификационном экзамене.
2. Голубова, М.Н. Экзамен как фактор личностно-профессионального развития педагога: анализ результатов аттестации учителей изобразительного искусства, музыки, театральных дисциплин, музыкальных руководителей. – Мастацкая і музычная адукацыя. — №4. – 2016.