Материалы из опыта работы

Круглый стол «Сохраним озоновый слой земли»

Цели:

— углубление экологических знаний обучающихся формирование ответственного отношения к окружающей природе;

— ориентация обучающихся на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде как нормы жизни;

— осознание обучающимися необходимости соотнесения своих действий с их последствиями для окружающей природной среды.

Задачи:

— сформировать у учеников понятие о значении озонового слоя, причинах его разрушения;

— формировать знания об альтернативных озонобезопасных технологиях;

— воспитать стремление препятствовать разрушению озонового слоя, любовь и бережное отношение к живой природе.

Метод проведения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование: Сценарий, мультимидийный проектор, компьютер, плакаты и рисунки, листовки, буклеты по теме охраны озонового слоя, воздушные шары с магнитами голубого цвета, бумага, карандаши,  фломастеры,  баллончики с аэрозолями (лак, краска, дезодорант, освежитель воздуха, средство защиты от насекомых), альтернативные средства (гель для волос, акриловый лак, шариковый, твердый и жидкий дезодоранты, твердые и жидкие ароматизаторы воздуха, липкая лента от мух, гель для защиты от комаров).

Оформление: в центре кабинета стол с образцами аэрозолей и другими альтернативными им средствами, на доске кроссворд . Вокруг располагаются 4 стола (по два с обеих сторон) для участников команд.

Методические советы: обучающиеся заранее готовят сообщения по направлениям: «Что такое озоновый слой? Его значение для жизни на Земле», «Причины разрушения озонового слоя», «Международный день охраны озонового слоя».

План проведения:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап.

IV. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся педагогом.

Педагог: (читает стихи)

Взгляни на глобус-шар земной.

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

―Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

―Ты береги нас, береги!

Педагог: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем мероприятии? (ответы детей – об охране окружающей среды)

II. Актуализация знаний

Педагог: Охранять нужно и леса, и реки, и моря, и воздух… О чем же конкретно пойдет речь на нашем мероприятии? Что бы это понять, предлагаю разгадать кроссворд (кроссворд разгадывают все школьники, присутствующие на мероприятии).

1. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло (солнце)

2. Название планеты, на которой мы живем (Земля)

3. Их на Земле два: Северный и южный (полюс)

4. Все непрерывное водное пространство Земли называется Мировым …..(океан)

1
2
3
4 

Педагог: В центральной части нашего кроссворда появилось слово «ОЗОН». Что это такое? Что вы знаете об этом веществе? ( озон – это газ, запах которого всем известен, (напоминаем о запахе, который все ощутили, когда вошли в кабинет).

Педагог: Характерный запах озона не спутать ни с чем — он пахнет свежестью. Недаром в переводе с греческого означает «пахучий» (запах кварцевой лампы или запах воздуха после грозы). Речь сегодня пойдет об этом удивительном газе. Что же это за вещество, которому сейчас уделяется такое большое внимание?

III. Основной этап.

1.Вступительная часть

Педагог: Озон – это газообразное вещество, состоящее из трѐх атомов кислорода, образующих молекулу. Озон образуется во время грозы при разряде молнии, при работе оргтехники или при действии ультрафиолетовых лучей на кислород, например при работе кварцевой лампы (демонстрирует молекулу кислорода из 2 голубых шаров с магнитами, присоединяет еще один шар – образуется озон.) Свойства озона: голубой, имеет всем знакомый запах, ядовит. По своей токсичности превосходит даже угарный газ. Но в малых концентрациях может применяться в медицине и косметологии, как обеззараживающее средство, убивающее грибки и микробы. Но почему же этот газ так важен в масштабах всей планеты, почему и как мы должны его сохранять? Об этом нам расскажут ребята, заранее подготовившие сообщения.

1-й обучающийся: Слой из озона окутывает Землю, как нежное голубое покрывало. Его максимальная концентрация достигает уже на высоте 25-50 км от поверхности Земли. Слой озона над нашей планетой не одинаков. На экваторе он тоньше, а на полюсах толще. Но в целом это «покрывало» очень тоненькое всего 3 мм! Озоновый слой Земли еще называют щитом или озоновым «Зонтиком» Почему же он получил такое название? Оказывается, что озоновый слой защищает нашу Землю от рентгеновских и ультрафиолетовых солнечных лучей, которые пагубно влияют на все живое на Земле. (Провести аналогию с ультрафиолетовой лампой. Напомнить, что под ней можно находиться только в темных очках и непродолжительное время.

2-й обучающийся: В природе идет постоянное образование молекул озона в результате химических реакций, происходящих в атмосфере, но одновременно с образованием озоновых молекул идѐт их разрушение. Различные причины приводят к истощению озонового слоя. Среди них есть естественные, как, например, извержение вулканов, разрушение молекул озона в результате действия тех же солнечных лучей. Но настоящие «убийцы озона» это — озоноразрушающие вещества. Эти вещества образуются в результате деятельности человека. И она многообразна. Это заводы, выделяющие оксиды озота, соединения серы, использующие такой газ как фреон. Фреон находится в холодильных установках, а так же в различных аэрозолях (выталкивающее вещество). А что такое аэрозоли? Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. Таким образом, применяя баллончики с аэрозолями в быту, мы сами разрушаем озоновый слой (демонстрируются баллончики с аэрозолями.) В последнее время также стали учитывать влияние авиации — самолѐтов, космических ракет. При уменьшении количества озона образуются так называемые озоновые дыры. Через эти огромные дыры к нам в атмосферу попадает большое количество вредных солнечных лучей. Самые большие «дыры» образовались над полюсами Земли (Арктикой и Антарктикой) что может привести к таянию ледников. А, как известно, на климат Земли огромное влияние оказывает Мировой океан. Это и есть те самые «озоновые дыры», о которых сейчас так много пишут и говорят. Перед человечеством встала задача сохранить озоновый слой Земли!

3-й обучающийся: 16 сентября 1987 года 36 стран, в том числе и Россия, подписали документ, согласно которому страны-участницы должны ограничить и полностью прекратить производство озоноразрушающих веществ. С 1994 года этот день Генеральной ассамблеей ООН провозглашен Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и отмечается с 1995 года. Девизом Международного дня охраны озонового слоя стали слова: «Сохрани небо: защити себя — защити озоновый слой».

Педагог благодарит ребят, подготовивших сообщения (открывает доску, на доске появляются два Земных шара и девиз: «Сохрани небо: защити себя — защити озоновый слой».) Педагог: Как вы думаете, почему Земной шар изображен прикрывающим свой Северный полюс? (в результате ответов выясняется, что Земному шару «жарко» от солнечных лучей, что его ледники таят).

Конкурсная часть

Педагог: Сейчас мы с вами проведем конкурсы, в результате которых защитим импровизированный Земной шар от «солнечного удара». За победу в конкурсах Земной шар командыпобедительницы получит магнитный цветок. Победителем станет та команда, над Земным шаром которой появится озоновый зонтик. (Для проведения конкурсной части мероприятия создаются 2 команды, команды придумывают название, выбирают капитана и рассаживаются на свои места).

1.Конкурс «Продолжи предложение, ответь на вопросы».

 Педагог: В этом конкурсе членам команды необходимо продолжить предложение и ответить на вопросы (педагог задает вопросы, на которые отвечают члены команд, за каждый правильный ответ команда получает для своего Земного шара магнитный цветок).

 Вопросы:

 -Газообразное вещество, образующее защитный щит Земли (озон)

 -Озон состоит из трех атомов… (кислорода) -«Убийцы озона» содержатся в … (аэрозолях, холодильных установках, выхлопных газах автомобилей, самолетов, ракет)

 — Как по другому называется озоновый слой земли? (щит, зонтик)

— Во время какого природного явления образуется озон? (гроза)

 — Когда отмечается Международный день защиты озонового слоя? (16 сентября)

 -Природное явление, которое влияет на разрушение озонового слоя (извержение вулкана)

 — В каком городе было подписано международное соглашение о защите озонового слоя. (Монреаль)

 — Что образуется в местах истощения озонового слоя? (озоновые дыры)

— Что может сделать каждый из нас для сохранения озонового слоя? (рекомендовать родителям не покупать аэрозоли и не пользоваться ими самим, сажать больше деревьев)

2. Конкурс «Выбери альтернативу…»

Педагог: Команды должны выбрать по одному человеку, который (на время) выберет из средств, стоящих на столе, альтернативу аэрозольным средствам, содержащим вещества, разрушающие озоновый слой (два участника конкурса по команде выбирают средства, побеждает команда, у которой окажется наибольшее количество средств, команда-победительница получает магнитный цветок)

Педагог: Альтернативу использования аэрозолей мы определили? А что делать с холодильными установками? Сейчас в мире разрабатываются технологи использования в качестве хладогента не фреон, а аммиак. Так, что выход у человечества все же есть – разработка новых озонобезопасных технологий.

3.Конкурс листовок

Педагог: К Международному дню охраны озонового слоя Вы провели социологический опрос (анкетирование) и выяснили, что практически все знают о существовании озонового слоя, о его значении, но не все знают о том как защитить его от разрушения. Поэтому необходимо информировать население, особенно пожилых людей о проблеме его истощения и о правилах поведения в быту, о последствиях поведения каждого из людей для окружающей природной среды. В этом конкурсе команда за 5 минут должна нарисовать листовку, призывающую сохранить озоновый слой планеты (все члены команды рисуют листовку, обе команды получают для своего Земного шара магнитный цветок).

Педагог: Давайте подсчитаем, у какой команды наибольшее количество цветов на Земном шаре? (подсчитывает количество цветов, появившихся на Земных шарах каждой из команд, объявляет результат). Но над Земным шаром доложен появиться озоновый зонтик! Для этого предлагаю вернуться к кроссворду и ответить на вопрос: Как связаны между собой все понятия, которые написаны в кроссворде? (За более полный ответ команда получает над своим Земным шаром «Зонтик»).

Педагог: Наша импровизированная Земля получила защиту от губительных солнечных лучей.

 IV. Подведение итогов мероприятия.

 Педагог: (звучит музыка, читает стихи) Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу» Наше мероприятие – это один только шаг на пути охраны Земли от агрессивных солнечных лучей. Надеюсь, что вы в своей повседневной жизни будете поступать так, чтобы не нанести ущерб такому важному для всей планеты озоновому слою. Предлагаю листовки, которые вы придумали и нарисовали сегодня, размножить и разместить рядом со своим домом.

 V.Рефлексия.

Педагог: Ребята, если Вам понравилось наше мероприятие, и Вы считаете, что знания, которые получены об озоновом слое, в ходе мероприятий, приуроченных к Международному дню защиты озонового слоя, помогут в его сохранении, то измените настроение глобусов ваших команд (на Земном шаре должна появиться улыбка).