Психологическая подготовка к экзаменам
Необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом — это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.
Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.
Ответ должен звучать уверено, выразительно — это повлияет на оценку.
Надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет — не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счёт сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека. Поэтому сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо! Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна (кратковременного).
Следующим важнейшим фактором правильной подготовки к экзаменам является правильное питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется четырёх разовое питание. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Питание должно быть средней калорийности. Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. В качестве основных источников витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а так же мёд и грецкие орехи.
Психологическая подготовка перед экзаменом должна заключаться в создании оптимально функционального состояния. Медитация, различного рода аутотренинги- всё это, как- никак, лучшим образом подходит для улучшения внутреннего баланса человека, его психической уравновешенности. Ну и, на последок, хочется сказать, что для психологической готовности, за день до экзамена нужно просматривать уже знакомые изученные материалы, а не пытаться что-то выучить на скорую руку.
По поводу различных примет и обычаев. Всё-таки стоит быть реалистом и скептически относиться к данным вещам. Только реальные знания и возможно совсем немного удача помогут вам сдать экзамены
Так что не волнуйтесь, не спешите, относитесь ответственно к вашей цели успешно сдать экзамены, будьте уверены в своих силах, и вы сдадите!
Советы психолога при подготовке к экзаменам и ЦТ
Накануне экзамена
— С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше.
— В день сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала.
!!! Запомните, что не нужно делать при подготовке к экзаменам
* впадать в крайность: если вы отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате — эффективность от такой подготовки будет невысокая;
* готовиться к экзамену с другом или подругой, если только они не разбираются в материале лучше вас. Совместная подготовка чаще всего оборачивается долгой болтовней и пустой тратой времени;
* рассчитывать только на шпаргалку. Когда в кармане лежит такая «горящая» бумага, голова работает плохо. Оставили ее дома — голова включается в работу. Так что лучше написать шпаргалку и забыть ее дома.
Как вести себя на централизованном тестировании:
1. Сосредоточься! Торопись не спеша.
2. Перечитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.
3. Начни ответ с легкого.
4. Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте есть задания, с которыми ты справишься.
5. Читай задание до конца.
6. Думай только о текущем задании. Забудь о неудаче в прошлом задании.
7. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты.
8. Запланируй 2 круга:
— 2/3 времени на более легкие задания,
— 1/3 времени на трудные задания.
9. Угадывай! Если ты можешь предпочесть один ответ другому интуитивно, доверяй своей интуиции.
10. Не огорчайся! На практике выполнить все задания нереально! Количества выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы.
ОБЩЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ
Помните поговорку: «По одёжке встречают…». Как вы считаете, влияет ли одежда человека на отношение к нему других людей? Как вы думаете, правы ли взрослые, когда отказываются рисковать судьбой, идя устраиваться на работу, со вкусом?
Несколько слов о цвете одежды.
Традиционно мужскими являются цвета: темно-синий, черный, серый, бежевый (для лета). Пиджак малинового, зеленого или жёлтого цвета воспринимается как пижонство, и вряд ли вызовет серьезное отношение к собеседнику.
Женскими считаются пастельные тона, здесь важно угадать тональность. Так, например, светло-голубой оттенок создает холодное и отталкивающее впечатление. Розовый – ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости. Светло-желтый оттенок вызывает чувство незначительной бесцветности, а светло-зеленый, как правило, придаёт холодность. Можно посоветовать одежду абрикосового, белого цвета или остановиться на классического деловом костюме тесно-синего цвета.
ПОСТРОЕНИЕ ОТВЕТА
Когда вы готовитесь к ответу на вопросы билета (имеется в виду, уже сидя на экзамене), сразу тезисно напишите основные идей, если время на подготовку позволяет, добавьте дополнительный второстепенный материал. Если вы знаете какую-то тему лучше, владеете дополнительным материалом, постарайтесь выйти на неё, хотя бы коснуться, но так, чтобы преподаватель заинтересовался, что же вы знаете?
Для ответа желательно заготовить материала как можно больше. Покажите готовность говорить о предмете «до утра», не бойтесь, преподаватель не позволит вам это сделать.
Если при ответе вы волнуетесь, голос дрожит, не пугайтесь, ведь это естественно на экзамене, даже вызывает сочувствие, сопереживание у преподавателя. Если у вас есть что сказать, волнение скоро пройдет. А если сказать нечего, все равно пытайтесь рассуждать логически, ведь умение мыслить – высоко ценимое качество.
Важно пред экзаменом создать положительную установку
на преподавателя, на экзамен.
- Не рассматривайте преподавателя как вашего врага. Даже если преподаватель сидит угрюмый, это не значит, что он плохо относится к вам, просто он демонстрирует, так понимаемую им, беспристрастность.
- У преподавателя тоже есть близкие люди, которые сдают экзамены, он сам когда-то сдавал экзамены, поэтому ему вполне понятно ваше настроение.
- Если преподаватель начал вам что-то рассказывать, проявите искренний интерес к его словам, как бы вы не волновались в тот момент и не стремились закончить общение.
- Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения.
- Экзамен – это не конец жизни, жизнь длинная штука и в ней много важного и интересного. На экзамене вы постараетесь показать все самое лучшее – знания, свое мышление. Но экзамен – это только маленькая точка на линии вашей жизни, не преувеличивайте значение этой точки.
- Все будет хорошо!
УСПЕХОВ ВАМ!
ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА
На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 секунд, медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!
КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Общее правило: на экзамен надо приходить в такой «форме», в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг «спортсмена» должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:
1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3. Техника сдачи экзамена
Волнуйтесь спокойно!
Предэкзаменационный и экзаменационный периоды являются тем временем, в которые школьники ощущают тревогу, страх, неуверенность в себе и своих силах, нервозность, чувство неопределенности, чувство грозящей опасности и неудачи. Действительно, перечисленный список пугает. Кажется, как подобное психологическое напряжение могут испытывать дети…
«Все в той или иной степени тревожатся», — подумаете Вы. И, конечно, Вы будете правы. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Тревожность для того, чтобы предупреждать нас об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Но перед ответственными мероприятиями (экзамен, важная встреча, разговор), уровень тревожности существенно возрастает, что приводит к дезорганизации личности и в конечном итоге отрицательно сказывается на процессе и результате выполняемой деятельности. А ведь экзамен этот первый, важный…
Именно в этот ответственный момент Вашему ребёнку необходима поддержка. Чтобы понизить уровень тревожности перед экзаменами, снять агрессивность и конфликтность поведения, сформировать оптимистическое восприятие будущего, необходимо соблюдать ряд простых правил стабилизации эмоционального состояния.
• Сон. Школьнику необходимо спать от 8,5 до 9 часов. Полноценный сон будет лучшим отдыхом для нервной системы. Лёгкий, кратковременный сон — дневной (от 5 до 30 минут) можно использовать вместо традиционной чашки кофе. В идеале в конце каждого часа работы необходимо отдохнуть 2-3 минуты;
• Неприятные эмоции, отрицательные воспоминания следует заменять приятными. Конечно, реализовать это правило достаточно нелегко, но усилием воли можно переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у человека положительные эмоции;
• Оптимистичный подход. Установка на успех придаст школьникам сил и создаст благоприятный психологический настрой. Старайтесь смеяться вместе с ребёнком, иногда отвлекать его от работы приятными воспоминаниями;
• Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем выше вероятность допущения ошибок. Говорить вслух о будущем успехе;
• Питание. Обратите внимание на то, что употребляет Ваш ребенок в пищу. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища: рыба, творог, орехи, курага и т.д. Необходимы такие продукты, которые стимулируют работу головного мозга;
• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Важно верить в силы Вашего ребёнка, демонстрировать свою уверенность и положительный настрой по отношению к будущему результату на экзаменах.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ:
1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
4. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
7. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
8. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Памятка
«Техника повторения перед экзаменом»
- Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.
- Даты, фамилии, географические или исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.
- Повторяй материал большими частями.
- Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.
- Помни о перерывах в работе.
- Не забывай о спорте, прогулках на свежем воздухе, полноценном питании.