Урок толерантности «Возьмёмся за руки друзья». Учителя-дефектологи Емельянчик О.М Казюка Е. В.

Педагогическая мозаика:

Уроки толерантности

«Возьмёмся за руки друзья»

                            Емельянчик Оксана Михайловна

                            Казюка Елена Валерьевна

                            Минская область,

                            Смолевичский район,

                            аг. Драчково,

                            ул.Центральная, д.10 «А»

                           Тел.801776-48-4-12

                                                                                         аг. Драчково

5 класс

       Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…

В.А.Сухомлинский.

Цели:

Формирование этических норм поведения в обществе у детей с ОПФР; развитие эмоционально — личностной сферы учащихся с ОПФР; общение со сверстниками.

Задачи:

Ø формировать у учащихся культуру толерантности;

Ø развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Ø  формировать у учащихся  умение работать в группе  совместно с детьми с ОПФР;

Ø способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

Ø воспитывать уважительное отношение к себе и другим.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация,  компьютер, задания для групп, видеоролик, отрывок из мультфильма (песня   А.Калягина «Если добрый ты»).

(Ребята делятся на   группы, рассаживаются по группам совместно с детьми с ОПФР).

Просмотр отрывка из мультфильма. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (звучит песня   А.Калягина «Если добрый ты»)

Учитель-дефектолог:

 Добрый день!

Я советую вам начинать каждый день словами:

 Мои мысли добрые!

 Моё сердце доброе!

 Мои дела добрые!

 Я иду дорогою добра!

А что пожелаете вы своим одноклассникам? (передают друг другу шар «добра»)

 Дети (варианты ответов):

— Я желаю  здоровья.

 — Я желаю  радости.

 — Я желаю хорошего дня.

 — Я желаю добрых друзей

 Учитель-дефектолог:

Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.  А с  чем ассоциируется у вас слово доброта?  Что вы  представляете, когда слышите это слово? Ребята, а вы слышали такое слово — толерантность.

 (Ответы детей)

Толерантность — это милосердие.

Толерантность — это сострадание.

Толерантность — это уважение.

Толерантность — это доброта души.

Толерантность — это терпение. (Приложение 2. Слайд 2)

Учитель-дефектолог:

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает. (Приложение 2.Слайд 3)

 Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем  сегодня мы будем с вами говорить? О толерантности. (Ответы детей.)

Учитель-дефектолог:

 Правильно, ребята. Сегодня мы говорим о толерантности. Постараемся  понять, как можно  отличить  добро от зла; 

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Посмотрите, (Приложение 2.Слайд 4), здесь вы видите изображение дерева (дерево без листьев, цветов, плодов).

Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.

— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.

Задание 1

( У каждой группы карточки с пословицами. Учащиеся выбирают пословицы о добре.)

Давайте вспомним пословицы о доброте.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Сделав добро — не кайся; сделав худо — не жди добра.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помнится.

Добро век не забудется.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Плох человек, коли добра не помнит.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму везде добро.

Доброму слову — добрый ответ.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Дети читают пословицы.

Учитель-дефектолог:

 Ребята, а как вы думаете, где живет толерантность? Можно ли измерить её?

Дети отвечают: толерантность живет в сердце человека.

Учитель-дефектолог: А сейчас мы с вами проведем игру под названием:

 Игра «Что в сундуке?» (Приложение 2. Слайд 5)

Учитель-дефектолог:  Это  сундук.

Как вы думаете, что в нем? (Сказочный  сундук).

Ученик открывает сундук, а в нем ничего нет.

Дети: В сундуке ничего нет! Он пустой!

Учитель-дефектолог: Нет, дети, сундук не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это? (Ответы детей)

Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Задание 2.

Возьмите конверт, достаньте слова и разложите все слова на 2 группы, под словами:  ДОБРО и ЗЛО (Два конверта ДОБРО и ЗЛО)

 ДОБРО                                                 ЗЛО

 Любовь                                             безразличие

Сопереживание                                агрессивность

Справедливость                               ненависть

 Бескорыстие                                    зависть

 Милосердие                                    предательство

Сострадание                                    равнодушие

 Сочувствие                                     хамство

 Забота                                              эгоизм

                                                           обман

Учительдефектолог: Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце? (Ответы детей)

— А никто не хочет положить в сундук зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство? (Ответы детей)

Раздаётся стук в дверь.

Учитель-дефектолог: Ребята, к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим.

Заходит Красная Шапочка под музыкальное сопровождение.

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята. А что это у вас за слово написано на доске ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Скажите, что оно обозначает? (Ответы детей).

Красная Шапочка: А в каких сказках встречаются добрые персонажи? Давайте поиграем в игру.

 Игра «Герои сказок». (Работа в группах)

Красная Шапочка раздаёт картинки с изображением эпизодов сказок.

Дети, вспоминают и  записывают имена добрых персонажей сказок и книг.

Анализ работ.

Красная Шапочка: Ребята,  молодцы, вы хорошо знаете сказки. Мне у вас понравилось. Я вижу вы очень добрые и вежливые дети. Я хочу больше узнать о толерантности. Можно я с вами останусь.

Дети: Да.

Учитель-дефектолог:  Красная Шапочка, ты можешь больше узнать о наших детях. Какие они отзывчивые, вежливые, что они умеют делать, чем увлекаются.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтоб его любили и уважали, ценили и понимали. Когда мы слышим добрые слова, улучшается настроение, мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Игра «Волшебный микрофон» (упражнение  комплименты)

(Ребята по очереди  садятся на волшебный стул, а остальные передают друг другу «волшебный микрофон» и называют его положительные качества).

Учитель-дефектолог: Ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Ребята, о чем заставило вас задуматься  наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?

Какие из слов вы оставите  в своем сердце? Запись слов на сердцах.  Нужны ли доброта, терпение, милосердие? Как развивать в себе эти качества?

Приложение 2.Слайд 7.

Ответы детей.

Учитель-дефектолог:  Наша беседа  подходит к концу. Я всех благодарю за работу.

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

 А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.                           

А. Лесных

 Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!

(На доске плакат с изображением дерева. Дети прикрепляют сердца с записанными словами, ПОЖЕЛАНИЯМИ. Приложение 2. Слайд 8.)

Вы протоптали к нему тропку доброты и милосердия,  я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.

Все исполняют песню «Дорогою добра». ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Литература:     

Словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Классные часы по этическому воспитанию 4-5  классы. – М.: ВАКО, 2007

Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы: 5  класс. – М.: ВАКО, 2010, — 240 с.

images.yandex.ru/yandsearch

http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=dobro&tkposlovica=dobro — пословицы