Урок литературного чтения в 3 классе. И.Ф.Панькин «Легенда о матерях». Учитель Сачок Е.Г.

Управление по образованию спорту и туризму Смолевичского   

                                       райисполкома

Государственное учреждение образования «Драчковский учебно-  

            педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

              Урок литературного чтения в 3 классе по теме:

                        И.Ф.Панькин «Легенда о матерях»

                                                                            Подготовила и провела                 

                                                                            учитель начальных классов         

                                                                            высшей категории

                                                                            Сачок Елена Григорьевна

                                   аг. Драчково, 2019

Тема раздела: Красива птица пером, а человек – делами и умом.

Тема: И.Ф.Панькин «Легенда о матерях».

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию произведения И.Ф.Панькина «Легенда о матерях», его осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.  

Задачи:

 Образовательные:

  • познакомить с новым разделом учебного пособия;

·         работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы;

·         вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

Развивающие:                                                                                                                                                                                            

  • развивать  внимание к авторскому слову (выборочное чтение);
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения .

Воспитательные:

  • формирование представлений о добре и зле;
  • воспитывать любовь, нежность, чуткое отношение к матери.

               Материально-техническое обеспечение урока:

  • Воропаева, В.С., Литературное чтение: учеб пособие для 3 класса, часть 1;
  • разрезные карточки для составления пословиц;
  • тесты для самостоятельной работы;
  • «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
  • презентация по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»;
  • персональный компьютер;
  • телевизор.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: Смешанный (первичное восприятие текста, беседа, работа с текстом произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы, итог урока, задание на дом).

Цель методическая: использование информационно-коммуникативных

технологий на уроках литературного чтения.

                                           Ход урока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

1. Организационный момент

2. Речевая разминка: прочитать про себя, шёпотом, вслух, соблюдая интонацию, ласково.   

Слайд 2

Солнца ярче для меня – мама.

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама.

Зов летящих журавлей – мама!

В родниках чиста вода – мама.

В небе яркая звезда — мама!

3. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

— Прочитайте название раздела, над которым мы начинаем сегодня работать: «Красива птица пером, а человек – делами и умом». Как вы понимаете эти слова? (Многие считают, что их оценивают по тому, как они выглядят, во что одеты, или какими гаджетами пользуются. И это делает их пох ожими на птицу, которая может похвастаться только своим оперением. Но на самом деле любого человека красит не внешний вид, а его поступки, ум. И именно это подчеркивает пословица, говоря, что внутренняя суть куда важнее внешних достоинств. А если вы сомневаетесь, то пообщайтесь с красиво одетым глупцом. А потом побеседуйте со скромно одетым, но умным человеком. И вы поймете, насколько права эта древняя пословица).
— А всё ли вы знаете о жизни своих мам?

Слайд 3

— Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях».

Слайд 4

Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.

         — А что такое легенда?  Чтение по учебнику сообщения Книжника и Знатока.

Слайд 5

На экране появляется запись «Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа».

— Созвучно ли с тем, что объяснял Знаток?

 — Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

Словарная работа:

Сайды 6 – 12

Цель: подготовка к восприятию произведения.

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).

4. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

         — Я прочитаю начало этого произведения, а вы постарайтесь дать ответ на вопрос:

       — Когда и где происходили описанные в легенде события?      

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

         Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Читает УЧИТЕЛЬ

         Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.

         Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.

     — Так, когда и где происходили описанные в легенде события?

 (Описанные в легенде события  происходили очень давно  на побережье Черного моря.)

         Задание — работа с карандашом для всех учащихся: подчеркнуть откуда у моряков сила. Цель: активизация мыслительной деятельности.

Читает УЧЕНИК

         Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная — из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

         — Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

         Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

         Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

         В какую ярость пришёл Нептун!

         – Я всех вас похороню в пучине морской! –  взревел он.

Читает УЧИТЕЛЬ.

         Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

         Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.

         Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

         Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Читает УЧЕНИК.

         Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

         – Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

         Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

         Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

         Вышли дочери Нептуна и сказали:

         – Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Читает УЧИТЕЛЬ.

         Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

         Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

         Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

         Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

         Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Читает УЧЕНИК

         Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут — пождут матери — не возвращаются сыновья.

         Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

         – Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Читает УЧИТЕЛЬ.

         Тогда женщины воскликнули:

         – Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

         Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

         Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

— Подтвердились ли ваши предположения?

6. Физкультминутка для глаз

Слайд 13

7. Анализ произведения 

— Какие главные герои в легенде? ( Матери, Нептун)

Слушание музыки.

Слайд 14

Задание: К какому герою какая музыка подходит?

Выборочное чтение.

Цель: конкретизировать понимание текста.

         — Найдите в тексте как выглядел Нептун? (Иллюстрация на доске)

         — Какие были матери? (Красивые, нестареющие)

         — Что вы узнали о стрелах счастья? (Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля).

         — Юноши все с трелы выпустили в море. Как Нептун отреагировал? (Разгневался. – Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он).

         — Как поступили матери? ( Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям).

         — Какая вторая угроза Нептуна? (– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!)

         — Кто помог сыновьям? (Матери. Отдали дочерям Нептуна свою красоту. Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек).

         — Какая третья угроза Нептуна? (– Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли,что на море нет дорог и тропинок.)

         — Как помогли матери? ( – Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам. Отдали свет своих глаз звёздам)

8. Физкультминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети садятся за парты)

9. Самостоятельная работа.

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

           Перед каждым из вас лежат на столах рабочие листы, на которых даны тесты. В тестах представлено 3 вопроса. На каждый вопрос даны 3 ответа. Надо выбрать правильный ответ и в окошке напротив него поставить  галочку. Но чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, I группа прочитает про себя 2 часть и даст по ней ответы, II группа прочитает 3 часть и ответит на поставленные вопросы в тестах, III группа поработает с 4 частью и соответствующими вопросами к ней.

Тест для I группы.
1.Угроза Нептуна.
а) Порву им руки.
б) Похороню в пучине.
в) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость
в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
Тест для II группы.
1.Угроза Нептуна.
Похороню в пучине.
На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают. 
Порву им руки. 
2.Решение женщин.
а) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
б) Отдали всю свою силу сыновьям. 
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.

Тест для III группы.
1.Угроза Нептуна. 
а) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
б) Похороню в пучине.
в) Порву им руки. 
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
10. Проверка самостоятельной работы.

Цель: составление схематического плана произведения.

Слайд 14

Прослушаем ответы I группы.

        — Какова была первая угроза Нептуна? (Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.)

        — Почему он собирался это сделать? (Нептун был разъярен: он был уверен в том, что люди никогда не решатся испытать свое счастье в море.)

       — Какое решение приняли женщины?  (Отдать силу сыновьям.)

       — Почему матери  так поступили? (Ради спасения своих детей они пожертвовали своей силой.)

       — Расскажите о действиях сыновей. (Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и на побежали домой.)

       — Что после этого стало с матерями юношей?  (Они стали слабыми.)

       — Почему нельзя смеяться над слабыми женщинами? (Потому что они отдали всю свою силу детям.)            

Прослушаем ответы II группы.

       — Чем теперь угрожал Нептун?   (Порвать руки юношам.)

       — Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна?

 (Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.)

       — Каковы были действия сыновей?(Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.)

       — Почему, встретив на улице некрасивую женщину, нельзя над ней смеяться?(Потому что надо помнить о том, что ради жизни и благополучия своих детей, она пожертвовала собственной красотой.)

Прослушаем ответы III группы.

       — Какова же последняя угроза Нептуна? (Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.)

      — Какое решение приняли матери? (Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.)

      — Каковы были действия сыновей? (Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.)

На доске иллюстративный план легенды.

11. Обобщение.   

  Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Материнская молитва     со дна моря достаёт.

— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

Слайд 16

11. Итоги урока.

         — Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

          — Откуда у моряков взялась сила? (Моряки постоянно получали помощь своих матерей, именно поэтому они стали сильными, крепкими, непобедимыми. Матери моряков отдали ради спасения сыновей  все лучшее, что у них было.)

          — А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»?      (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. В своем произведении И.Панькин в сказочной форме рассказывает о освоении людьми морских просторов, о их героизме в сражениях с морской стихией и о героических поступках матерей, которые ждали своих сыновей на берегу.)

           — Можно ли поступок матерей назвать героическим? (Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)

          — Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас? (Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание)  они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.)

           — Как мы должны относиться к маме? (Мы должны  с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней,  быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.)

          — Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. (Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

             — И закончить наш урок хочется словами:

Слайд 17

                        Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

12. Рефлексия

         -Что поучительного взяли для себя?

          Кто обещает  любить и во всём помогать своей мамочке?

13. Домашнее задание (разноуровневое).

Слайд 18

1. Выразительное чтение отрывка.

2. Пересказ отрывка.

3. Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

 Список используемой литературы:

  1. Воропаева, В.С., Литературное чтение: учеб. пособие для 3 класса учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 ч. /В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, И.М. Стремок. – Минск.: Нац. ин-т образования, 2017.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие, М.: «Вентана-Граф»,2011, с.161-162.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997,  с. 321