Управление по образованию спорту и туризму Смолевичского
райисполкома
Государственное учреждение образования «Драчковская средняя школа»
Урок литературного чтения в 3 классе по теме:
И.Ф.Панькин «Легенда о матерях»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории
Сачок Елена Григорьевна
Тема раздела: Красива птица пером, а человек – делами и умом.
Тема: И.Ф.Панькин «Легенда о матерях».
Цель: организация деятельности учащихся по восприятию произведения И.Ф.Панькина «Легенда о матерях», его осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новым разделом учебного пособия;
· работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы;
· вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.
Развивающие:
- развивать внимание к авторскому слову (выборочное чтение);
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения .
Воспитательные:
- формирование представлений о добре и зле;
- воспитывать любовь, нежность, чуткое отношение к матери.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Воропаева, В.С., Литературное чтение: учеб пособие для 3 класса, часть 1;
- разрезные карточки для составления пословиц;
- тесты для самостоятельной работы;
- «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
- презентация по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»;
- персональный компьютер;
- телевизор.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: Смешанный (первичное восприятие текста, беседа, работа с текстом произведения, самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы, итог урока, задание на дом).
Цель методическая: использование информационно-коммуникативных
технологий на уроках литературного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка: прочитать про себя, шёпотом, вслух, соблюдая интонацию, ласково.
Слайд 2
Солнца ярче для меня – мама.
Мир и счастье для меня – мама!
Шум ветвей, цветы полей – мама.
Зов летящих журавлей – мама!
В родниках чиста вода – мама.
В небе яркая звезда — мама!
3. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.
Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.
— Прочитайте название раздела, над которым мы начинаем сегодня работать: «Красива птица пером, а человек – делами и умом». Как вы понимаете эти слова? (Многие считают, что их оценивают по тому, как они выглядят, во что одеты, или какими гаджетами пользуются. И это делает их пох ожими на птицу, которая может похвастаться только своим оперением. Но на самом деле любого человека красит не внешний вид, а его поступки, ум. И именно это подчеркивает пословица, говоря, что внутренняя суть куда важнее внешних достоинств. А если вы сомневаетесь, то пообщайтесь с красиво одетым глупцом. А потом побеседуйте со скромно одетым, но умным человеком. И вы поймете, насколько права эта древняя пословица).
— А всё ли вы знаете о жизни своих мам?
Слайд 3
— Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях».
Слайд 4
Иван Федорович Панькин пришел в литературу много испытавшим и пережившим человеком. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. Ему довелось осуществить заветную мечту, но путь к ее исполнению не был легким: пришлось узнать горькую долю беспризорного, переменить много профессий, в том числе быть и цирковым артистом. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенес контузию и тяжелое ранение. За ратные подвиги был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, боевыми медалями. После войны пришло новое властное желание – желание писать.
— А что такое легенда? Чтение по учебнику сообщения Книжника и Знатока.
Слайд 5
На экране появляется запись «Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа».
— Созвучно ли с тем, что объяснял Знаток?
— Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
Словарная работа:
Сайды 6 – 12
Цель: подготовка к восприятию произведения.
ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),
НЕПТУН (Древнеримский бог воды и морей),
ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),
ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)
МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ (Водоросли, морская трава, она имеют длинные и упругие стебли длиной 1,5-2 метра, которые косят обычной косой, а на глубине до 1,5 м. Очищенную от камней и ракушек морскую траву промывают морской водой для удаления песка и ила, а затем отмачивают и промывают в пресной воде для удаления соли. Промытую траву тщательно просушивают на воздухе и закручивают в длинные жгуты. Канаты из морской травы экологичны, красивы и имеют природный бежевый цвет. Применяются в мебельной промышленности, дизайне помещений).
4. Знакомство с новым произведением
(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)
— Я прочитаю начало этого произведения, а вы постарайтесь дать ответ на вопрос:
— Когда и где происходили описанные в легенде события?
Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Читает УЧИТЕЛЬ
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.
— Так, когда и где происходили описанные в легенде события?
(Описанные в легенде события происходили очень давно на побережье Черного моря.)
Задание — работа с карандашом для всех учащихся: подчеркнуть откуда у моряков сила. Цель: активизация мыслительной деятельности.
Читает УЧЕНИК
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная — из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
— Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.
Читает УЧИТЕЛЬ.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Читает УЧЕНИК.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Читает УЧИТЕЛЬ.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Читает УЧЕНИК
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут — пождут матери — не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
– Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Читает УЧИТЕЛЬ.
Тогда женщины воскликнули:
– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
5. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)
Цель: создать условия для более точного понимания прочитанного и эмоциональной отзывчивости учащихся.
— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
— Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?
— Подтвердились ли ваши предположения?
6. Физкультминутка для глаз
Слайд 13
7. Анализ произведения
— Какие главные герои в легенде? ( Матери, Нептун)
Слушание музыки.
Слайд 14
Задание: К какому герою какая музыка подходит?
Выборочное чтение.
Цель: конкретизировать понимание текста.
— Найдите в тексте как выглядел Нептун? (Иллюстрация на доске)
— Какие были матери? (Красивые, нестареющие)
— Что вы узнали о стрелах счастья? (Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля).
— Юноши все с трелы выпустили в море. Как Нептун отреагировал? (Разгневался. – Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он).
— Как поступили матери? ( Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям).
— Какая вторая угроза Нептуна? (– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!)
— Кто помог сыновьям? (Матери. Отдали дочерям Нептуна свою красоту. Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек).
— Какая третья угроза Нептуна? (– Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли,что на море нет дорог и тропинок.)
— Как помогли матери? ( – Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам. Отдали свет своих глаз звёздам)
8. Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети садятся за парты)
9. Самостоятельная работа.
Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Перед каждым из вас лежат на столах рабочие листы, на которых даны тесты. В тестах представлено 3 вопроса. На каждый вопрос даны 3 ответа. Надо выбрать правильный ответ и в окошке напротив него поставить галочку. Но чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, I группа прочитает про себя 2 часть и даст по ней ответы, II группа прочитает 3 часть и ответит на поставленные вопросы в тестах, III группа поработает с 4 частью и соответствующими вопросами к ней.
Тест для I группы.
1.Угроза Нептуна.
а) Порву им руки.
б) Похороню в пучине.
в) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость
в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
Тест для II группы.
1.Угроза Нептуна.
Похороню в пучине.
На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
Порву им руки.
2.Решение женщин.
а) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
б) Отдали всю свою силу сыновьям.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
Тест для III группы.
1.Угроза Нептуна.
а) На море нет дорог и тропинок, сыновья блуждают.
б) Похороню в пучине.
в) Порву им руки.
2.Решение женщин.
а) Отдали всю свою силу сыновьям.
б) Отдали свою красоту дочерям Нептуна.
в) Отдали свет своих глаз звездам.
3.Действия сыновей.
а) Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.
б) Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.
в) Взяли силу матерей, подошли к берегу моря, выдержали натиск громадного вала.
10. Проверка самостоятельной работы.
Цель: составление схематического плана произведения.
Слайд 14
Прослушаем ответы I группы.
— Какова была первая угроза Нептуна? (Нептун собирался похоронить в пучине моря юношей.)
— Почему он собирался это сделать? (Нептун был разъярен: он был уверен в том, что люди никогда не решатся испытать свое счастье в море.)
— Какое решение приняли женщины? (Отдать силу сыновьям.)
— Почему матери так поступили? (Ради спасения своих детей они пожертвовали своей силой.)
— Расскажите о действиях сыновей. (Сыновья подошли к морю, Нептун бросил им навстречу громадный вал, но юноши устояли и на побежали домой.)
— Что после этого стало с матерями юношей? (Они стали слабыми.)
— Почему нельзя смеяться над слабыми женщинами? (Потому что они отдали всю свою силу детям.)
Прослушаем ответы II группы.
— Чем теперь угрожал Нептун? (Порвать руки юношам.)
— Почему матери отдали свою красоту дочерям Нептуна?
(Дочери Нептуна обещали матерям юношей достать со дна моря манильских трав и свить из них жилы для их сыновей.)
— Каковы были действия сыновей?(Вышли в море, почувствовав крепость в руках и силу в плечах.)
— Почему, встретив на улице некрасивую женщину, нельзя над ней смеяться?(Потому что надо помнить о том, что ради жизни и благополучия своих детей, она пожертвовала собственной красотой.)
Прослушаем ответы III группы.
— Какова же последняя угроза Нептуна? (Сыновья потеряются в морской пучине и будут там блуждать вечно.)
— Какое решение приняли матери? (Отдали свет своих глаз звездам для того, чтобы они ярче светили и помогали их детям вернуться домой.)
— Каковы были действия сыновей? (Юноши увидели на небе яркие звезды и благополучно вернулись домой.)
На доске иллюстративный план легенды.
11. Обобщение.
Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)
На свете всё найдёшь, | кроме отца и матери. |
Без отца – полсироты, | а без матери и вся сирота. |
Нет такого дружка, | как родная матушка. |
При солнышке тепло, | при матери добро. |
Птица радуется весне, | а младенец матери. |
Материнская молитва | со дна моря достаёт. |
— Какая пословица непосредственно подходит к произведению?
Слайд 16
11. Итоги урока.
— Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
— Откуда у моряков взялась сила? (Моряки постоянно получали помощь своих матерей, именно поэтому они стали сильными, крепкими, непобедимыми. Матери моряков отдали ради спасения сыновей все лучшее, что у них было.)
— А почему И.Панькин назвал свое произведение «легендой»? (Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа. В своем произведении И.Панькин в сказочной форме рассказывает о освоении людьми морских просторов, о их героизме в сражениях с морской стихией и о героических поступках матерей, которые ждали своих сыновей на берегу.)
— Можно ли поступок матерей назвать героическим? (Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.)
— Как вы думаете, что ваша мама отдает для каждого из вас? (Все самое лучшее, что есть у мамы (силу, здоровье, любовь, ласку, внимание) они отдают своим детям. Мамы безгранично посвящают всю себя своим детям.)
— Как мы должны относиться к маме? (Мы должны с особым уважением, трепетом, любовью относиться к маме, заботиться о ней, быть чуткими и внимательными по отношению к ней. Ценить и беречь маму, стараться дарить ей как можно больше приятных мгновений, радовать своими успехами и достижениями.)
— Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. (Последний абзац в произведении. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)
— И закончить наш урок хочется словами:
Слайд 17
Любите мать!
Любите как святыню!
Любите крепче самого себя!
Она нам жизнь дала и воспитала.
ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!
12. Рефлексия
-Что поучительного взяли для себя?
Кто обещает любить и во всём помогать своей мамочке?
13. Домашнее задание (разноуровневое).
Слайд 18
1. Выразительное чтение отрывка.
2. Пересказ отрывка.
3. Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.
Список используемой литературы:
- Воропаева, В.С., Литературное чтение: учеб. пособие для 3 класса учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 ч. /В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, И.М. Стремок. – Минск.: Нац. ин-т образования, 2017.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие, М.: «Вентана-Граф»,2011, с.161-162.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997, с. 321