Рекомендации для учителей начальных классов по использованию визуальных средств обучения.
Визуализация является неотъемлемым компонентом активизации мыслительных навыков учащихся.
-Каждый раз, используя те или иные визуальные средства обучения, учитель должен отдавать себе отчёт в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач.
-Визуальные средства обучения должны быть разнообразными и цветными, сосредотачивающие внимание всех детей;
-Демонстрация визуальных средств должна сочетаться со словом учителя, так как словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала;
-Учителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
-Нужно помнить, наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активизации деятельности учащихся по познанию объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих объектов.
-Старайтесь использовать как можно больше образцов изделий, которые необходимо будет выполнять вашим учащимся;
-Используйте правильную, обогащенную визуальными средствами учебную литературу;
-изделия должны иметь привлекательный, эстетический вид при полном соблюдении симметрии, если фигура (объект) ею располагает
-Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
-Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость визуального обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
-Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды визуализации.
-Применяя визуальные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
-Используйте различные виды визуализации, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
-Используйте визуализацию, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления, конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
-Старайтесь сами изготавливать вместе с учащимися визуальные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
-Научно обоснованно применяйте современные средства визуализации: учебное телевидение, видеозапись, слайдно-полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
-Применяя визуальные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
-Используйте визуализацию как одно из средств связи с жизнью.
-С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.