Государственное учреждение образования
«Драчковская средняя школа
Урок русского языка
по теме : «Синонимы»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Бачило Екатерина Михайловна
Тема: Синонимы
Цель: познакомить учащихся со словами, одинаковыми или близкими по значению (синонимами),их ролью в тексте
Задачи:
- научить подбирать к словам синонимы, использовать их при создании высказываний;
- воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы;
- совершенствовать умения находить синонимы в предложениях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Русский язык,3 класс, часть 1», схемы, иллюстрации.
Ход урока
1.Организационный момент
Дети вам тепло?
В нашем классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
А хотите вы учиться?
Значит, можно нам садиться.
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
Орфографическая разминка. Чистописание
Презентация
Рпвнаиссобакарпвлыныапосудаоапгмниалкорзинадцшыо
Собака Посуда Корзина
Друг , товарищ, приятель, человек
2.ЭтапАктуализация знаний
Игра «Верители вы, что…» (один ученик работает у доски, остальные — на местах).
Словарная работа
Утверждения | + или -«2«»«»» «-» |
1. Лексическое значение слова — это способность слова называть окружающие нас предметы и явления | |
2. Слово может иметь только одно значение | |
3. Многозначные слова — это слова, которые имеют два значения несколько значений | |
4. Однозначные слова — это слова, которые не имеют значения | |
5. Узнать значение незнакомого слова можно в орфографическом словаре | |
6. Слова могут употребляться в прямом и переносном значении |
(отгадывание по лексическому значению)
Избыточно увлажнённый участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями (болото).
Хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов (посуда).
Фруктовое дерево с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами (яблоня).
Ребёнок женского пола (девочка).
Травянистое растение с обжигающими волосками на стебле и листьях (крапива).
Верхняя одежда (пальто).
Вселенная (космос).
Пёс (собака).
Друг (товарищ).
3. Этап Сообщение темы и цели урока
Какие словарные слова вы отгадали не по значению? А по каким признакам? Как называются такие слова? А это сегодня мы и узнаем.
— Мы с вами в начале урока определили слова близкие по значению :друг, товарищ, приятель, подруга. А давайте сейчас обратимся к учебнику и получим информацию о том, что это за слова
Знакомство с правилом
4.Этап изучения нового материала
Задание у доски
Метель шагать
Идти тайга
Труд буря
Секрет фартук
Передник работа
Ураган вьюга
Самостоятельное выполнение задания упр.94
Работа с учебником
-Отправляемся на поиски синонимов в тексте это упр.93
-Подготовимся к чтению стихотворения…
— Близки ли по значению слова прыгать и скакать?
-А что нам говорит словарик?
-Нам необходимо списать последнее предложение и подчеркнуть слова близкие по значению
Не прыгает, не скачет
-Запишем их в тетрадь…
5.Физкультминутка
Ветер деревья покачал
Листья в небо поднимал
Ветерок всё тише, тише
А листок всё ниже, ниже
6.Этап закрепления новых знаний
Работа в парах
Следующее задание мы будем выполнять в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями, вам необходимо найти слова-синонимы, а лишние слова зачеркнуть.
-Затем мы проверим, как вы справились?
В каждой группе предложенных слов найдите синонимы, «лишние» слова зачеркните.
Смешно, весело, комично, интересно.
Алый, красный, пёстрый.
Неуклюжий, нескладный, неловкий, невеселый.
Быстрый, скорый, спешный, шумный.
Самостоятельная работа
Допишите к близким по значению словам ещё по одному слову:
Большой, огромный,…
Блестеть, сиять,…
Лёгкий, простой,…
Сообразить, догадаться,…
Смелый, храбрый, отважный…
7.Этап подведения итогов
-Зачем нужно знать слова-синонимы?(Правильно, синонимы украшают нашу речь, помогают сделать ее более точной, правильной, без них она была бы бедной)
-Что называется синонимом?
Домашнее задание
упр.98 с.67,правило
8. Рефлексия
— Завершите фразы:
Я могу похвалить себя за…
-Я не очень доволен собой, потому что…